Из истории кружевоплетения на коклюшках.

 Понятие «кружево» не сразу получило свое современное значение. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи 1252года в описании одежды князя Даниила Галицкого. Но сначала в древнерусском быту словом «кружево», точнее - «круживо», назывались разные отделки по краю одежды или изделия. Со временем слово «кружево» закрепилось за ажурными изделиями из ниток, выполненных в технике плетения и не имеющими тканевой основы.

Плетение в широком смысле этого слова известно с глубочайшей древности. Одна его разновидность напоминает кружево, хотя по технике исполнения не имеет ничего с ним общего. На вертикальную рамку натягивались параллельные нити, наподобие основы на тканье, которые переплетались просто пальцами согласно задуманному узору. Готовое до середины основы изделие закрепляли горизонтальной палочкой и, переворачивая рамку сверху вниз, начинали такое же встречное плетение. Так украшались разные предметы народной одежды на Украине, Кавказе, на Русском Севере. Найдены копские изделия У века и согдийские сетки для волос конца УП- начала УШ века, найденные при раскопках дворца на горе Муг близ Пянджикента. \В.А.Фалеева,1983\

Искусство плетения ажурного узора из нитей с помощью небольших деревянных палочек-коклюшек стало развиваться лишь после появления металлических булавок в ХУ1 века. Доказательством этого служат многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах и картинах художников. С этого времени – 1557 г. сохранились сколки на пергаменте.

Кружево-искусство европейское. Появилось оно на рубеже ХУ-ХУ1 веков в Италии. Затем центр кружевоплетения переместился во Фландрию, в частности в г. Брюссель, где стали изготавливать очень тонкие, воздушные браманские кружева из льняных нитей особого качества. Требуемый для них лен рос только на полях Браманта.

 В ХУП веке во Франции увлеклись кружевоплетением на коклюшках, с развитием техники плетения возникли разнообразные типы кружев в зависимости от места их создания: «брюссельские», «малин», «валансьен».

 Воспринятое из Западной Европы в ХУП веке, русское кружевоплетение не только не сохраняло и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству.

 Искусство плетения цветного численного мерного кружева возникло в Древней Руси, на Рязанщине, как полагает, заслуженный художник РФ Д.А.Смирнова приблизительно в ХП веке. Своеобразными «булавками» при плетении этих кружев были шипы растений, рыбьи косточки, деревянные палочки и т. д. И к ХУ веку на Рязанщине было развито кружевоплетение на коклюшках

 В Россию же плетение кружев пришло из Западной Европы в ХУП веке. В царских мастерских изготовляли кружева в виде прошивок из золотых и серебряных нитей (расплющенную тонкую проволоку), окрашенную в малиновый, зеленый, синий цвета. Украшали кружево блестками, звездочками. Было известно кружево саженное и ниженное жемчугом, кружево с пухом. Плели кружево из шелка и простой льняной нити. Дорогое кружево красиво сочеталось с парчовыми тканями. Такое кружево было признаком богатства и роскоши. Его употребляли для украшения парадной царской, боярской и церковной одежды, предметов светского церковного обихода. Многочисленные великолепные образцы этих кружев до сих пор хранятся в музеях. Затем плетение кружев в связи с развитием моды на него и увеличением спроса переходит в помещичьи усадьбы и монастыри. Стало развиваться кружевоплетение из смешанных ниток, отличавшихся большим изяществом и изысканностью цветовой гаммы. Постепенно применение золотой нити в кружеве сокращается до минимума. Наряду с растительными, в них появляются сюжетные мотивы, характерные для русского народного искусства, например, птица пава, древо жизни на фоне незамысловатых сеток.

В конце ХУШ - начале Х1Х века появляются крепостные мануфактуры по производству кружев, чему способствовало небывалое распространение моды на тонкое кружево в одежде разных сословных групп: среди дворянства, богатого купечества, мещанства и зажиточного крестьянства. В это время кружевоплетение перерастает в промысел.

 К началу ХХ века в 17 губерниях России насчитывалось уже более 100 тысяч кружевниц. Для практической помощи кружевницам представителями интеллигенции или при непосредственном участии земств организовывались склады, где хранились сколки кружев и их образцы. При этих складах организовывались школы для обучения кружевоплетению девочек. В 1883 году по инициативе С. А. Давыдовой была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге для наиболее способных мастериц из разных губерний. Впервые русское кружево участвовало в международной выставке в Вене в 1873 году и получило золотую медаль. В дальнейшем изделия русских мастериц неоднократно получали призы на международных выставках.

В каждой местности, славящейся искусством плетения кружев, наряду с общераспространенными приемами получения ажурного узора вырабатывались свои особенности орнамента, колорита, технических приемов создания узора. Наряду с делением кружева по технике исполнения на парное, численное, сцепное его различают и по месту производства - вологодское, елецкое, вятское или кировское, рязанское или михайловское.

 

 О русском кружеве.

  В России издавна сформировалось несколько центров кружевоплетения на коклюшках со своими художественными традициями и стилевыми особенностями. В каждом центре имелись наряду с общераспространенными и свои характерные особенности в рисунке и технике плетения кружева. Русские мастерицы в совершенстве владели тремя приемами плетения коклюшечного кружева: численным, парным и сцепным.

  Вологодское кружево - г. Вологда. В вологодском кружеве выполняли сцепное кружево и мерное кружево, но чаще применяется сцепная техника плетения с предпочтением льняных нитей. Сцепное кружево занимало большее место, чем мерное. Узор в сцепном кружеве был монументальным. Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавной полотнянкой, четко вырисовывающейся на фоне узорных решеток. Скань толстая. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, вееров. Преобладали растительные формы узора с плавными певучими контурами, которые выкладывались плотной узкой равномерной полотнянкой с одинаково плотным плетением. Крупные, выразительны формы узора с основным мотивом пяти - или семилепесткового округлого цветка остаются наиболее распространенными. Эти цветы украшают раскидистые кусты, то высокие могучие деревья с ветвистыми стволами. Среди пышных фантастических цветущих кустов и деревьев на вологодском кружеве часты изображения птиц - пав и сказочных петухов. Вологодское сцепное кружево двух типов. В одном варианте это сцепное кружево без решеток. Узоры из полотнянки плотно примыкают друг к другу, и только в небольших просветах появляются сетки ввиде косой диагональной клетки из плетешков и насновок. В последние годы в вологодском кружеве стали преобладать изделия, где решетки играют ту же роль, что и плотный орнамент. Густой белоснежный узор из полотнянки в таком кружеве органично сочетается с красивыми ажурными решетками из насновок, «паучков» и плетешков. Эти узорные решетки подчеркивают плавное движение полотнянки - вилюшки, внося в узор дополнительный декоративный эффект. А толстая белая скань, введенная в плотную полотнянку, ещё больше подчеркивает своеобразие узора монументального вологодского кружева.

 Елецкое кружево- г. Елец Липецкой области. В Ельце сложился собственный стиль и технические приемы местного сцепного кружева. Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка этих кружев, изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в сетку. Решетка елецкого кружева бывает и разреженной и очень плотной. Скань чаще делается из той же нити в 3 сложения, из которой плетется основное кружево.

Основным мотивом является гибкая ветка с цветами и листьями. Своеобразие елецкого кружева заключаются в переходах довольно разреженной полотнянки в сетку, что дает игру различной плотности в элементах узора. Широкая полоса полотнянки играет основную формообразующую роль. Она подчеркивается небольшими пятнами очень сквозной плетешковой решетки. Решетки часто обогащаются крупными насновками и отвивными петелькам. Нарядность елецкому кружеву придают и усложненные решетки в серединках цветов и в центрах орнаментальных мотивов, которые по плотности отличаются от тончайшего тюлевого фона и создают постепенный переход к нему. Благодаря этому плотный узор воспринимается как единое целое с фоном. Скань по контурам лепестков употребляется тонкая, в одну нить, витая, елочкой. Особо ритмически насыщенной становится фактура произведения, когда в одном предмете применяется плетение разной плотности. Фоны в сцепном кружеве Ельца занимают довольно большое место, создавая перекличку плотных и сквозных частей кружева. Это разнообразие в плетении придаёт елецкому кружеву необычайную живость, легкость и изящество.

 Вятское кружево – г. Вятка, Советск Кировской области, именовавшееся «кукарским» (по прежнему наименованию г.Советска – слобода Кукарка). Кировское кружево. Орнамент этих кружевных изделий причудлив по своим формам. Полотнянка имеет просветы, часто заканчивается среди решетки, как бы растворяясь в ней. Основу решеток составляют плотные звездочки, двулистники, трилистники, от которых расходятся плетешки. Декоративная выразительность создается разной плотностью плетения каждого элемента.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Кировское кружево по красоте и узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, по легкости и тонкости разработок – к елецкому. Наряду с пышным растительным орнаментом, для кировского кружева характерны многофигурные сюжетные композиции. Кировское кружево от вологодского отличает полотнянка, выкладывающая очертания рисунка. Там она равномерная с одинаково плотным плетением. Здесь же полотнянка – вилюшка то сужается, то расширяется, то уплотняется, то делает резкие повороты и дает заостренные углы. В кировском кружеве активно применяют рельеф скани, украшают насновками. Интересны изменения самой полотнянки, переходы полотнянки в сеточку и наоборот. Всё это придает большую живость кировскому кружеву, подчеркивает энергичный изгиб ветвей растительного орнамента, усиливает динамику движения. В этом своеобразие кировского кружева.

  Киришское (или Захожское) кружево – д. Витка Киришского района Ленинградской области. Это кружево сохранило черты крестьянского искусства и продолжает традиции крестьянского кружевного промысла, особенности старинного местного кружева. Киришское или Захожское кружево более скромное. Неизменной остается его фактура: полупрозрачная «вилюшка», образованная разреженной полотнянкой. Узоры как бы слегка размыты, мягко переходят в простую решетку фона. Сохраняется любовь к мерным кружевам. Даже воротники представляют собой не что иное, как слегка изогнутый кружевной край. Сохраняются старинные формы орнаментов и ритм чередования мотивов. Композиция салфеток так же складываются из полос мерного кружева, обведенных по краям каймой. Киришское кружево привлекательно своей неповторимостью, заключающейся в скромности, неброской прелести узоров, образцы которой навеяны северной природой, жизнью деревни с её размеренным ритмом, сохраняя в этом его сильную сторону. Вилюшка киришских кружев редкая, украшенная треугольниками из плетешков. В узорах используются старинные мотивы пяти – и семилепестковые «медвежьи лапы»; решетка (квадратная сеточка, заполняющая промежутки внутри полотнянки); для украшения используются звездочки из насновок.

 Михайловское - кружево. г. Михайлов Рязанской области. В Михайловском районе Рязанской области издавна плелось численное мерное кружево из ярких цветных нитей, которое применялось для украшения народной праздничной одежды. Преобладает мерное цветное кружево. Это было узкое полотно кружева с несложным узором, мотивы которого носили поэтическое название «мыски», «бубенцы», «балалайка», «городки» и т.д.

Узоры численного кружева имеют чисто геометрический характер. Они, как правило, образованы из простых треугольников, прямоугольников, прямых волнистых полос очень плотного плетения без каких либо связок решетчатого или тюлевого фона. Кружево выполняют из толстых льняных ниток, нитей мулине. В них обязательно применяли цветную нить, чаще красную или синюю. Его ранее плели по памяти, по числу переплетений нитей, с повтором одних и тех же приемов. Редко встречались два одинаковых по цвету кружева. Преобладал в них красный цвет. Но от включения серого, синего, зеленого, желтого тонов менялся колорит узора - он был ярче, насыщеннее, то более тональный с всплесками холодных или теплых тонов. По традиции кружево применяется в отделке изделий в сочетании с вышивкой, счетной гладью и крестом. Это кружево используется для украшения полотенец, столового белья, детской и женской одежды.

  

 О ЦВЕТЕ.

  Создание цветного сцепного кружева - это более высокая ступень в искусстве цветного кружевоплетения. Оно требует знакомства кружевницы с основами цветоведения (свойствами цвета), закономерностями сочетания цветов и т.д. Удачно подобранные цвета могут "спасти", сделать интересным даже неудачный рисунок кружева и, наоборот, лучший рисунок бывает испорчен неумелым подбором цветов ниток.

 Все цвета можно разделить на две группы – ахроматические (бесцветные), к которым относятся белый, черный и все оттенки серого цвета и хроматические (спектральные), к которым относятся все цвета и оттенки цвета.

 Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

 Светлота цвета - это относительная близость его к белому цвету. Так различают светло - голубой и синий цвета, салатный и зеленый. Цветовой тон - отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом фоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски; желтая краска без примеси другого цвета будет отличаться от такой же краски с примесью красного или синего цвета (желтый, оранжево - желтый, желто-зеленый и т.д.).

 Насыщенность цвета - это степень его яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в нем серого цвета.

Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Красные, желтые, оранжевые тона, напоминающие цвет огня, относятся к теплым. Голубые, синие, синевато-зеленые, ассоциирующиеся с воздушным пространством, льдом - к холодным. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка теплого или холодного цвета. Так, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, зеленый - теплым, если он с желтоватым оттенком, фиолетовый - холодный с синеватым оттенком и теплым с красноватым. Теплые тона привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета, холодные - отдаленность. Наиболее приближающим эффектом обладает желтый цвет, а наиболее удаляющим - синий. Пользуясь этим свойством цветов, кружевница может усилить рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.

 Фон следует брать отступающим, а рисунок выступающими тонами. Все хроматические цвета лучше выступают на сером фоне. Существует понятие, как легкость и тяжесть цвета. Тяжелыми цветами чаще всего бывают темные, насыщенные, теплые; легкими - светлые, холодные. Желтые и красные тона кажутся более плотными, тяжелыми по сравнению с голубыми, синими, воспринимающимися как воздушные.

В кружеве должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета - цветовая гамма. Признаком гармоничности сочетаний является свойство тонов взаимно повышать звучность цвета, не производя впечатления пестроты. Общее равновесие достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчинялось бы общему (среднему) тону. Иными словами, нужно, чтобы каждый цвет или тон узора, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а участвовал в создании общего впечатления от изображения, подчеркивая его главные детали.

Наиболее простыми гармоничными сочетаниями являются сочетания разбеленных и затемненных тонов одного цвета (оттенков), например, фиолетового и сиреневого. Хорошо сочетаются светлые тона - розовый, голубой, светло-зеленый и т.д. с белым. Сочетания темных цветов с белым гармоничны, но резки. Вообще, с черным и белым сочетаются все цвета, однако при непосредственном соприкосновении с темно-зеленым; синим и фиолетовым черный приобретает грязноватый оттенок. На белом цвете все цвета темнеют и хорошо выделяются. Теплые тона выигрывают рядом с темными, а холодные со светлыми. Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное сочетание цветов. Зеленый цвет на красном фоне сочетание резкое, неприятное, в то время как небольшое красное пятно на зеленом фоне производит очень спокойное впечатление. Узор выглядит плоским, если выполняется одним цветом, и приобретает объемность, если на него положены несколько штрихов другого цвета или оттенка. Темные нити создают видимость углубления (удаляют), светлые - дают выпуклость (приближают). Учитывая, что цвета воспринимаются не только рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.

  Нужно учитывать, что цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально, т.е. они воздействует как на глаз, так и на чувства человека. Цвета (световые волны определенной длины) раздражают чувствительные окончания клеток глаза. Раздражение передается через глазной нерв центральной нервной системе. Поэтому - цвета могут вызывать определенные эмоции.

На основании научных наблюдений были установлены следующие реакции на цвета.

 

 Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости.

 Зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, жесткое. Символика: желтого цвета - жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости.

 Ярко-желтый - ненависть, зависть своеволие, лживость.

 Оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильнодействующий. Символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие.

 Красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими. Светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно. Символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, свобода, революция, огонь, праздничность.

 Фиолетовый - светлый, но так же и мрачный, торжественный, роскошный, Служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие. Символика: величие, достоинство, великолепие, дружба,

 Синий - тихий, тяжелый, отдаляющий, холодный, но полный энергии.

 Голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные. Символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие.

  Зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный.

 Светло – зеленый - оживленный, веселый.

 Темно—зеленый - холодный, сдержанный, отступает, особенно рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий на второй плен. Символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска .

 Белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными красками. Цвет, который в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Символика: невинность, целомудрие, чистота.

 Черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов. Символика: траур, скорбь, серьезная торжественность.

 

К содержанию