Аделаида Рожкова.
Коклюшечное кружево и «горошек»
(часть 1)

К оглавлению книги

Часть 1    Часть 2    Часть 3    Часть 4    Часть 5    Часть 6

                                                                                          Вперед

Из истории численного кружева
 

      Понятие «кружево» не сразу получило свое современное значение. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи 1252года в описании одежды князя Даниила Галицкого. Но сначала в древнерусском быту словом «кружево», точнее — «круживо»,  назывались  разные отделки по краю одежды или изделия. Со временем слово «кружево» закрепилось за ажурными изделиями из ниток, выполненных в технике плетения и не имеющими  тканевой основы.

Счетная (численная) техника плетения нитей на коклюшках по преданию считается самой древней на Руси.

    Время возникновения в России цветного мерного (численного) кружева также пока не ясно. Многие исследователи считают, что оно появилось в России одновременно с белым нитяным, когда в начале XVIII века у русской знати стали модными западноевропейские костюмы. Однако есть основание предполагать, что цветное кружево у русских существовало еще до XVIII века и выполнялось оно из шелка. Трудно поверить, что искусные русские мастерицы XVII века, уже владея техникой счетного и парного переплетения нитей на коклюшках, выполняли великолепные золотные кружева разных рисунков. Вполне вероятно, что  цветная вышивка в обыденном костюме дополнялась цветными кружевами. Если бы русские мастерицы не владели ранее искусством плетения цветного кружева, то не появились бы в конце XVIII века совершенные произведения, поражающие сложным изысканным колоритом, где цветной шелк органично объединен с тончайшим льном (например, кружево из Галича Костромской губернии, относящееся к концу XVIII — первой четверти XIX века).

 В прошлом она имела у русских повсеместное распространение. От сколочного парного и сцепного счетное кружево отличается техникой плетения, колоритом и характером узора. Для счетного кружева не нужны были заранее нарисованные узоры-сколки. Его выполнение заключалось в соблюдении по памяти определенного количества переплетов нитей на коклюшках, которые необходимы были для  получения  задуманного  мастерицей  узора.  Отсюда  и название кружева — счетное, численное. Оно было только мерным с ритмичным повтором определенных форм белого или цветного орнамента. Процесс выполнения счетного кружева в XIX веке был известен русским мастерицам разных губерний. Плели такое несложное кружево в северных и центральных губерниях России для себя или на продажу.

     Искусство плетения ажурного узора из нитей с помощью небольших деревянных палочек-коклюшек стало  широко развиваться лишь после появления металлических булавок в ХVI веке. Доказательством этого служат многочисленные  памятники плетеного кружева, его изображения на портретах  и    картинах художников. С этого времени – 1557 г. сохранились сколки на пергаменте.

    Искусство плетения цветного численного мерного кружева  возникло   на Рязанщине, как полагает, заслуженный художник РФ Д.А.Смирнова    приблизительно в XII веке. Своеобразными   «булавками» при плетении этих кружев  были шипы растений, рыбьи косточки, деревянные палочки и т. д. И к XV веку на Рязанщине было развито кружевоплетение на коклюшках.

Мерное численное кружево — бесконечно продолжающаяся ажурная лента с прямыми или волнистыми краями. Это прошва, край и аграмант.  Это кружево никогда самостоятельного значения не имеет, оно предназначено украшать изделия из тканей. Это весьма своеобразный вид декоративного оформления, во многом отличающийся от других способов украшения тканей. Вышивка, аппликация, нашивки из бисера, бус, плащиков, ручная роспись, набойка непосредственно наносятся на готовую ткань и тесно связаны с полотном, которое служит им фоном. Назначение предмета и характер ткани предопределяют рисунок и технику выполнения узора. Численное кружево в отличие от вышивки, узорного ткачества и набойки первоначально прочного соединения с тканью не имеет. В одном случае его узор, фактура и колорит создаются с учетом имеющейся ткани. В другом — ткань подбирается к уже готовому мерному кружеву. Эта особенность и предопределяет его универсальность. Вот почему мерное численное кружево может идти для декоративного оформления предметов из разных тканей — от тончайших прозрачных до плотных ворсистых. Численное коклюшечное кружево имеет много общего с лентами и тесьмой фабричного производства. Однако между ними есть принципиальные отличия. Коклюшечное  численное кружево всегда богаче фабричной тесьмы по фактуре и колориту. К тому же оно более разнообразно по ширине (до 15 и более сантиметров), что значительно расширяет сферу его применения. Что же касается орнамента, то он уникален и неповторим. Творческая индивидуальность художника и мастерство кружевниц, владеющих сложным искусством получения ажурного узора из различного сплетения нитей, позволяют создавать великолепные цветные коклюшечные кружева, которые до сих пор поражают красотой узора и колорита. Их творчество развивалось на основе глубокого знания технических приемов плетения нитей, местных традиций народного искусства и тонкого понимания декоративных свойств применяемых материалов.

Нужно отметить, что в численном мерном кружеве устойчивым было сочетание красного с белым. Однако вятские кружевницы предпочтение отдавали синему цвету, отсюда и пошло их местное название кубовое (синее). Плели численное кружево и в других районах северных и центральных губерний. Там в XIX веке женщины могли сами себе сплести узкое несложное цветное кружево для отделки костюма и предметов домашнего обихода. Оно могло быть, как и в других районах, белым и цветным с преобладанием красных нитей. Однако по колориту бывало и другим. Так, в Ярославской губернии по деревням плели льняное кружево с введением желтого, золотистого или коричневого шелка.

Однако ко второй половине XIX века в северных и центральных губерниях России счетное кружево было почти забыто. Но к югу от Москвы по-прежнему плели счетные кружева. Особенно славились Михайловский и Скопинский уезды Рязанской губернии

В Михайловском же уезде Рязанской губернии счетное мерное цветное кружево рано приобрело промысловый характер. Оно отличалось красотой узора и разнообразием колорита. Такое красочное кружево охотно раскупали местные крестьяне и жители других губерний — Тульской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Калужской, Московской, Тверской и других. Цветные кружева шли здесь для декоративного оформления праздничного народного костюма, не только женского, но и мужского, где предпочтение отдавалось красному цвету. Цветные кружева, узорное ткачество и вышивка в сочетании с нашивками из лент и тесьмы украшали женские бодрые (самые нарядные) праздничные рубахи, передники, навершники, головные полотенца, шушпаны, а также мужские рубахи из холста, составляя красочный многоярусный узор на белом фоне основной ткани.

Цветные Михайловские кружева привлекали внимание жителей и более северных губерний — Псковской, Олонецкой. Там, как и в южных губерниях, крестьянки цветными кружевами украшали подолы женских рубах и передников, рукава, концы полотенец.

И хотя цветное численное кружево в основном применялись сельскими жителями, есть основания утверждать, что его использовали и в городе на предметах, предназначенных для декоративного убранства интерьера. Свидетельство этого — скатерть и дорожка Дома - музея П. И. Чайковского из полосатых тканей, дополненных вышивкой и цветным кружевом.

Наиболее полное представление об орнаменте и колорите кружев численной техники плетения дают образцы Михайловских мастериц, которые повсеместно так и назывались михайловские кружева.

Основными приемами плетения Михайловского счетного кружева были три — плетешок, который представлял собой тонкий, туго сплетенный жгутик, сетка и редкая полотнянка, которая имела тенденцию в крупных формах орнамента то сгущаться у края, то получать разреженную структуру, внося декоративный эффект не только в фактуру, но и в рисунок кружева. Позднее, в начале XX века, в цветное кружево стали вводить  сеточку и разделки из рельефных, продолговатых насновок. Основным цветом всегда был красный, дополненный желтым, зеленым, голубым. Изобретательность мастериц с таким небольшим количеством приемов плетения нитей на коклюшках была поразительной. Каждый раз они находили свою, завораживающую игру цветных нитей, которые то сгущались, образуя яркие акценты, то растекались, дробясь на мельчайшие сияющие искорки. Необычные по цвету, численные кружева были, например, в Михайловском уезде. Так, в селе Виленки плелось бело-голубое кружево разной интенсивности цвета.

По орнаменту Михайловские кружева можно разделить на две группы. К первой относятся небольшие узоры, встречающиеся в основном в прошвах как узких — узятках до 3 см, так и широких — до 6-8 см. Все эти формы орнамента получены путем несложного переплетения нитей, в основе которых лежат плетешки, полотнянка и сетка.

 Основой было сочетание красного с белым или серебристым тоном неотбеленного льна. Их соотношение в орнаменте значительно изменяло образный строй орнамента — от яркого праздничного с обилием красного цвета до сдержанного, нежного с преобладанием белого тона. Синие, черные или зеленые тонкие струйки, сопровождавшие красный, усиливали звучание основного цвета, подчеркивали край или выявляли определенные формы узора.

Многие из этих элементов орнамента численного кружева были характерны и для парной техники плетения нитей и имели сходные названия. Однако есть между ними и принципиальная разница в плетении, в технике их  выполнения.

Рассматривая орнаменты цветного мерного кружева счетной техники плетения, мы отметили из них только основные, пользовавшиеся в прошлом широкой известностью.

 С.А.Давыдова писала, что вариантов одного и того же рисунка было бесчисленное множество (к сожалению, многое не сохранилось). Мастерица всегда начинала работу без ранее задуманного варианта. «Смерть скучно одно и то же плести, вот и придумаешь переложить нитки по-другому». И действительно, поражает фантазия народных мастериц, которые без предварительно нарисованного рисунка, по памяти могли создавать рукотворную красоту, совершенную по узору, колориту и технике плетения.


Оборудование для кружевоплетения.
 

 

 

  Главным  инструментом  для плетения кружев являются  подушка-валик, образец кружевного рисунка – сколок, коклюшки, с намотанными на них нитками, и  булавки.

Подушка - валик.

 

Подушка-валик является самым необходимым  приспособлением для плетения кружев.

Величина и форма подушки  зависит всецело от вида и величины  выполняемого кружева. Обычно  требуется две подушки – валика, разного размера. Один – для изготовления небольших по величине изделий и мерных кружев, другой валик – подушка большего размера для выполнения крупных изделий. Подушка может изготавливаться из различного материала.

 

 

Можно приготовить подушку   простым  способом.  Для этого в зависимости от размеров предполагаемой подушки выбирается плотный  центр. Это может быть  обычная стеклянная банка или пластиковый баллон различной емкости.

Для первоначального освоения  достаточно взять банку или пластиковый баллон 1,5-2 литра .

Для укрепления и придания плотности пластиковому баллону их берется два, срезаются горлышки.  Они вставляются один в другой, и получается «овальчик». Для подушки среднего диаметра  берется банка, пластиковый баллон емкостью 5 литров. Банка или пластиковый баллон оборачивается поролоном (для кружевоплетения берется более плотный поролон).  Ближе к центру можно использовать более мягкий поролон или его остатки. Можно центр обернуть  тканью, ветошью, но обязательно покрыть сверху поролоном. Это делается потому, что  ткани, ветошь и вата булавок не держат. Величина наматываемого поролона определяется булавкой, которая при вкалывании в подушку не должна касаться  твердого центра, что примерно составляет  8-10 см от твердого центра подушки. Для уплотнения поролона желательно стянуть его дополнительно несколькими турами  плотной ткани.

Затем по величине получившейся подушки  сшить плотную наволочку.  После натягивания наволочки на подушку  ткань, стягивающая поролон, аккуратно сматывается и удаляется, при этом поролон расправляется

 Обычно для выполнения  крупных изделий нужно подушку достаточно большого размера. Мы используем для этого подушку в готовом виде длиной 60 см, при диаметре 45 см.  Учитывая, что таких размеров подобрать плотный центр  очень сложно, а вес такой подушки из опилок будет неподъемным, мы  построили подушку  следующим образом. В центре подушки располагается лист жести длиной 60 см, свернутый в трубку диаметром 20 см. Он является плотным центром, на который наворачивается пласт поролона такой  толщины (ориентировочно его толщина 10 см), чтобы булавки при вкалывании  в  него не должны касаться плотного центра. Число слоев поролона зависит от толщины самого поролона. Затем на эту подушку выполняется наволочка.

 

Верхняя подушка (наволочка) шьется  с  незначительным припуском  (0,5 – 1 см) шире нижней.

 Сама по себе поролоновая подушка с твердым центром сохраняет форму. Её можно, в отличие от подушки – валика из сена и соломы кружки по краям подушки не вкладывать

 Наволочку (ткань) просто наложить на готовую подушку–валик изнаночной стороной кнаружи. Завязать наволочку (ткань) с обоих концов, краев подушки – валика узлом. Затем снять эту наволочку, вывернуть и одеть вновь на  подушку–валик. Отверстие зашить потайными стежками. Можно выполнить вторую, поверхностную наволочку слегка больше первой для частой смены этой наволочки для поддержания чистоты подушки – валика.

 Мы предлагаем и старинные методы изготовления подушки-валика, который покрыт двумя чехлами.

 

 

Внутренний чехол выполняется из более плотной ткани (лен, сатин, тик для пера, бортовка). Величина  этого чехла определяется величиной подушки. Для наиболее часто применяемого плетения  кружев достаточна подушка среднего размера.

   Плотную ткань  размером 84 х 60 см  складывают пополам и сшивают двойной машинной   строчкой, оставляя от края ткани  до первого ряда  строчки 1,5 см. затем срезы ткани  с обоих  сторон (с боков) подгибают на 2-3 см вовнутрь чехлов и застрачивают, оставляя  на каждой стороне отверстие, в которое продергивается шнур или тесьма. 

      Один конец наволочки стягивается  при помощи тесьмы так, чтобы оставалось отверстие диаметром    6-10 см. Вовнутрь чехла  вкладывается картонный или деревянный кружок,  диаметром 20 см, который закрывает это отверстие. Теперь в чехол туго набивают опилки, отруби, сенную труху. В центр вбивается плотный  деревянный кол, чтобы валик (подушка) имел плотную структуру.

 Можно заполнить мешок соломой.  Длинные пучки её укладываются параллельно  длине мешка тесно друг к другу, а затем центр её заполняется соломой или сеном.  Подушка должна быть ровной, без бугров и  углублений. В центр подушки  для её большей плотности  забивается кол (клин). Он же позволяет регулировать плотность  подушки при её «ослаблении». Когда до верхнего края чехла остается  3-4 см, поверх  набивки кладут второй  картонный  или деревянный круг такого диаметра, как первый. Чехол затягивается с помощью тесьмы, концы её убираются вовнутрь чехла, в его отверстие.

На набитую подушку  надевается верхняя наволочка, сшитая также как и нижняя.

Верхняя наволочка  должна систематически меняться, так как изготовление кружев требует исключительной  чистоты.

Можно выполнить подушку-валик из опилок.  Во внутрь чехла кладется картонный  кружок.  Ставим в центр чехла плотную сердцевину (овальчик из пластиковых баллонов, стеклянную банку и т.д.). Пространство между плотным центром и чехлом засыпать опилками, сенной трухой. Не досыпая 3-4 см до края чехла, кладем второй картонный круг и затягиваем шнурком чехол. Подушка готова.

 Для предохранения подушки  и находящихся на ней кружев  от загрязнения   следует сделать из куска белой материи  «покрывашку», белый платок, накидку размером 100х100 см.

Подставка под  подушку - валик.

 

Чтобы  подушка была более устойчивой,  её кладут  на подставку, состоящую из двух рам, по внешнему виду напоминающих «козла», скрепленных посередине  ботами.  На верхнюю часть этой подставки кладется  полотно.   Подставка должна быть такого размера, чтобы можно было работать сидя. Средние размеры: высота подставки — 75 см,  ширина — 40 см.

        Вместо неё можно использовать решето, корзиночку,  в которые вкладывается  валик. Можно также подушку положить внутрь посылочного ящика, соответствующего  размерам подушки. Можно также применить кусок поролона  небольшой величины, свернув его  края в трубочки.

        

Можно для временного использования, как подставку для  подушки - валика, использовать обычную книгу с плотными корочками. Нужно просто раскрыть книгу, положить в неё  подушку-валик и обвязать, закрепить это сооружение  с  одного  конца обычной резинкой для трусов. На нашем фото для наглядности специально взята черная резинка. Книга стабилизирует положение  подушки - валика, а резинка не позволяет двигаться этому сооружению по столу.

Коклюшки.

                     

      Одним из главных приспособлений  при плетении кружев является коклюшка — деревянная палочка,  в которой можно выделить, начиная сверху вниз,  головку, придерживающей нить;  шейку, на которую наматывается нить, и ручку, за которую держат коклюшку.

Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить  при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки  выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток.

 

                            

 

 Можно ошкурить весенние ровные ветки ивы. Величина и  форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении – при использовании толстых нитей – коклюшки массивные, с большой головкой   и несколько увеличенной шейкой для большого наматывания нитей. При использовании тонких нитей  коклюшки изящные, тоньше. Для изготовления коклюшек среднего размера берется кусочек  дерева длиной 17,5 – 18 см,  в  диаметре до 1,5 см. С  одной стороны приблизительно на 0,5 см от края сделать надрез  и от него через 4,5 см  сделать второй надрез. Эту часть дерева  между надрезами снимаем так, что создается шейка  коклюшки  для наматывания нитей. Получившуюся коклюшку в грубом виде  следует  ошкурить наждачной бумагой, закруглить верхнюю и нижнюю часть коклюшки.

Не рекомендуется покрывать коклюшки лаком, т.к. при этом  они быстрее загрязняются  в работе, потеют в руках, а, следовательно, загрязняются и нити, находящиеся на них. Рекомендуется  чаще мыть коклюшки. А чтобы они не растрескивались и не раскалывались, сохраняли свою форму,   рекомендуется прогрунтовать их.

Можно прогрунтовать их кипячением  в кипящем растительном масле, олифе до приятного бежевого оттенка. Просушить не менее трех недель, а затем тщательно вымыть с содой и мылом  несколько раз для снятия остатков масла.

Булавки.
 

 

 

Для закрепления работы на подушке–валике требуются  булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. Можно использовать и канцелярские булавки  с круглой головкой и петлей. Но при пользовании канцелярской булавкой  необходимо залить эту петлю клеем «момент»  или эпоксидной смолой, чтобы при плетении нити не зацеплялись за эту петлю.  

При выполнении кружев толстыми нитями применяются большие декоративные булавки, длиной до 5 см с крупной пластмассовой головкой. Для начала  требуется небольшое количество булавок – около сотни. При плетении сложных и больших узоров их число больше.

Лучшими в пользовании являются латунные булавки с круглой головкой, т.к.  их ржавчина зеленого цвета  легко моется, не оставляя следов на изделии.

Вновь купленные булавки  рекомендуется очистить от технических загрязнений промыванием  в бензине, эфире,  спирте. Затем следует их просушить. Сухие булавки нужно очистить  прокалыванием через резинку – ластик, используемую при стирании  карандашных записей с бумаги. Надо помнить, что при работе потными, мокрыми руками  металлические булавки ржавеют, и впоследствии ржавчина может проявиться на кружеве.

 

Игла для накола.
 

 

  

Этот инструмент представляет собой тонкую швейную иглу, вставленную ушком в точеную деревянную палочку-ручку так, чтобы получилось нечто вроде шила.

Такая игла применяется для копирования — перевода рисунка-сколка с технического рисунка — прокалыванием сколков, выполненных обычно на миллиметровке Можно сделать «кололку» из обычной швейной иголки.  Разогреть её конец с ушком  (концом). Разогретым концом  иглу  воткнуть в пластмассовый стержень  от старой авторучки, пластмассовых спиц и т.д.

 

Ножницы.

 

Они применяются там, где надо подрезать  нитки, сколок и т.д. Лучше иметь две пары ножниц.  Одни, бытовые, чаще применяются для резания бумаги, сколков. Вторые ножнички  небольшие с острыми концами. Можно пользоваться обыкновенными маленькими бытовыми ножницами. Важно только то, чтобы их лезвия хорошо смыкались.

           

Иглы.

Иглы для зашивки обычно выбираются  по толщине используемых нитей,  с удлиненным ушком.
 

 

Вязальный крючок.
 

 

При работе парносцепной техникой  плетения применяется вязальный крючок, величина головки которого определяется величиной применяемых при плетении ниток и булавок. При плетении чаще всего применяется  крючок «0» размера. Номер крючка определяется по его головке  (бородке), размера углублений в рабочей части крючка.

Вязальный крючок можно будет изготовить и самому. Для этого  берется соответствующей толщины  швейная игла. Острый конец её несколько уплощается и затем надфилем  делается зазор  с этого конца. Острый конец  закругляется, затачивается. Для хорошего удержания нитей  необходимо по краю зазора  выточить и боковые канавки.  При их отсутствии нить соскальзывает с крючка во время работы. Тупой конец иглы разогревается, как при изготовлении иглы для накола,  вставляется в нагретом состоянии  в пластмассовый стержень. Для зашивки – окончания работы  удобно применять петлевой крючок, который служит для поднятия  петель капроновых чулок.

Канцелярские принадлежности.
 

 Линейки, треугольник, треугольник с транспортиром нужны для построения сколков кружев. Более удобны прозрачные линейки.

 

Желательно иметь прозрачные линейки учается ровный край — шаблоны с окружностями разного радиуса, различные, лучше  прозрачные лекала для построения сколков.

 

       

 

Из чертежных принадлежностей циркули,  особенно кронциркуль, который  позволяет быстро, точно и надежно проставлять точки накола одного  расстояния между ними как на прямой, и что особенно важно на окружности.

 Карандаши, фломастеры, маркёры и авторучки.

 Миллиметровка необходима для составления сколков.

 Калька  иногда, при отсутствии другой возможности, используется для перевода рисунка, сколка  с оригинала.

Картон подкладывается под сколок  для придания последнему  прочности и для получения  ровной поверхности.  Лучше использовать плотный картон, но можно подкладывать под новый картон использованный, проколотый картон. Частично картон придерживает булавки.

Сколок.
 

Сколок — это  технический рабочий рисунок  кружева на бумаге или картоне, это  изображение кружева, необходимое для его изготовления. Он выполняется по определенным правилам с помощью чертежных  инструментов или без них. По сколку мы можем судить о кружеве, его самого или его частей.

Узнав правила выполнения сколков, вы научитесь выполнять его чертежными инструментами или выполнять сколок от руки.

 На практике, в мерном кружеве чаще, кружевные сколки  создаются с использованием  миллиметровой бумаги. Сколки передают замысел художника в создании кружевных изделий.

 Чтобы овладеть  плетением кружев, стать плетеёй, надо уметь создавать, т.е. выполнять  сколки, а затем и, как говорят, читать их. Кружевница поймет сколок, изучит его и  выполнит по нем кружево, если умеет читать его.

 Сколок кружева всегда выполняется в натуральную величину. Узор на сколке наколот  или напечатан точками (при массовом изготовлении сколков) на плотной и достаточно эластичной бумаге. Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Вначале сколка, на 2-3 его фрагментах, узор кружева прорисовывается  тушью или чернилами.  Карандаш для этой работы не годится, так как он стирается, делает работу грязноватой. В дальнейшем плетея  руководствуется только одними точками накола или наколами, как их называют.  Для облегчения зрительной работы рекомендуется картон или бумагу для сколков  брать голубого или зеленого цветов.

Заплет - начало плетения кружева. Он всегда проводится по горизонтали. В мерном кружеве на сколке по горизонтальной линии заплета  в начале плетения ставятся булавки, на которые навешиваются пары коклюшек. Цифры в начале рисунка – сколка в нашей книге обозначают булавки, на которые навешиваются пары коклюшек. Обычно они ставятся слева направо. Конечно, можно начинать плетение  мерного кружева в любом месте, но лучше в начале  его фрагмента. Мы проставили в начале заплета каждого мерного кружева наиболее удобные места начала заплета (начала плетения). Согласно этому в рапорте начала плетения мерного кружева написан заплет кружевного узора.

 Сколок служит как бы канвой для  плетения кружева. Для получения запасного сколка  при плетении под сколок подкладывают  такую же бумагу и  в процессе  работы, прокалывая оба слоя, получают второй сколок. Обрисовку надо проводить тонкими линиями.

 При выполнении сколков, а для сцепного кружева чаще  используются сколки, выполненные на глаз, от руки,  рисунок кружева обрисовывается сплошной тонкой или штрихпунктирной линией и точками накола на ней обозначающими места,  куда вкалываются булавки.  Штриховая линия состоит из  отдельных штрихов (черточек) между точками накола. На сколке обычно длина всех штрихов должна быть одинаковой, соответствующей определенному  масштабу между точками накола. На представленном сколке «бабочки» одна часть её прорисована штрихпунктирной линией, а в другой половине сплошной тонкой линией, на которой нанесены точки накола.

При изготовлении кружевного сколка  требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева.

 На старинных вологодских кружевных сколках прошлого века, особенно это касается сколков, полученных путем копирования, как второй сколок, подкладыванием под основной, при плетении кружева, полотнянка прорисована утолщенной линией по центру полотнянки.

 

 

В старинных елецких сколках сцепного кружева был прорисован только рисунок полотнянки, сеточки. Точки накола ставились кружевницей во время плетения с учетом числа пар коклюшек, применяемых для выполнения  изделия, и в зависимости от применяемых для плетения нитей и т.д.

       Прорисовывать или нет рисунок ходовой пары в полотнянке  сколка сцепного кружева - это на усмотрение кружевницы. Учитывая, что при выполнении поворотов (вилюшек) полотнянки кружевница может выполнить его разной техникой плетения, мы не прорисовываем ходовую нить. Тем более такой рисунок смотрится более «загруженным», чем четко прорисованный без ходовой нити. Конечно, при изготовлении сколка  современной множительной техникой это уже не столь сложная работа.

Обычно бумажного сколка кружева хватает не более трех раз.  Чтобы увеличить срок службы  кружевного сколка, сохранить сколок (при натягивании ниток он прорывается), под сколок подкладывается мягкая  толстая бумага или картон. Увеличить срок службы сколка можно покрытием его прозрачным  полиэтиленом, клеенкой — чтобы одновременно предохранить и от загрязнения кружев  от чернил, туши и т.д., которыми обрисован  узор кружева на сколке.

 

После неоднократного использования  сколка его можно «подновить», восстановить следующим образом.  Старый  сколок  положить на ровную поверхность  изнаночной стороной вверх.  Намазать её горячей отварной картошкой  и сразу приложить газету. Сколок может послужить еще.

В настоящее время. В пору широкого распространения множительной техники, ксерокса  и компьютера, можно получить сколок копированием или ксерокопированием с книги. Все наши сколки даны в масштабе миллиметровки 1 к 1. Конкретно указаны при выполнении сколка его масштаб, точки накола —  можно перекопировать сколки непосредственно с книги, делая поправку на масштаб сколка (изделия). Еще проще - можно выполнить ксерокопирование  или через компьютер — непосредственно  кружево и выполнять по  этому сколку.

Нитки.

 

     Для кружевоплетения используются хлопчатобумажные, шелковые (натуральные или искусственные), льняные или шерстяные, капроновые или смешанные нитки. Швейные хлопчатобумажные нитки бывают суровые, белые и крашеные. По внешнему виду они различаются на матовые и глянцевые, что зависит от предварительной отделки. Более прочные глянцевые нитки.

Швейные нитки выпускаются различной толщины. Толщине ниток соответствует определенный номер. Самые толстые швейные нитки имеют № 10, самые тонкие № 80. Различают сортность ниток: экстра, прима, специальные, особо прочные. Если раскрутить конец нитки и внимательно рассмотреть его, то видно, что он состоит из нескольких нитей - сложений. Обычно на изготовление  ниток скручивают несколько нитей. Получают нитки в 2, 3, 4, 6 и более сложений. Чем больше сложений, тем прочнее нить.

Нитки могут иметь различное кручение, т.е. различное количество витков на определенную длину. Чем больше витков, тем прочнее нить

В ординарной  нитке  мулине, ирисе –— легко различать  редкие витки в два сложения. Эти  нитки  легче рвутся по сравнению с катушечной ниткой. Тонкими, но очень прочными нитками являются шелковые швейные нитки. В качестве украшающей, сканной нити при кружевоплетении используется хлопчатобумажные нитки мулине и ириса, вискозы, мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка и прокрашивают в различные цвета.  

Мулине приобретает блеск  в результате  специальной обработки — мерсеризации. Каждая прядь мулине (пасмо) состоит из шести тонких ниток, легко отделимых друг от друга. Эта тонкая нить состоит из двух сложений. Мулине изготавливают также из штапельного волокна, который имеет природный блеск. Это красивые, но менее прочные нитки,  чем обычные мулине из хлопкового волокна.    Наиболее ценными свойствами льняных нитей являются: высокая прочность, способность впитывать влагу при сравнительно большой воздухо- и  теплопроницаемости, а также стойкость против гниения. Льняные нитки отличаются добротностью, повышенной  жесткостью, которая усиливается  при аппретировании. Изделия из льняных нитей весьма носки и дают сравнительно небольшую усадку Лучшие сорта льняных нитей  обладают шелковистым блеском. Льняные нити бывают  суровые, отбеленные  и крашенные.  Наиболее часто  при плетении   применяются суровые и отбеленные  нити:  14,5  в 2 сложения, 18,0 в 2 или 3 сложения и 22,0 в 2 сложения.

Находят применение нити  с металлическими свойствами: аллюнит и метаннит. Помимо поступающих в продажу катушек  с этими нитками, их можно получить, распуская ткани и тесьму, содержащие эти нити.

 В настоящее время  в широкой продаже имеются швейные нити армированные, которые состоят из хлопка и лавсана (ЛХ), лавсана и лавсана (ЛЛ), нитки швейные хлопчатобумажные, нитки полиэфирные (полиэстер 100%) , нитки полиамидные (капрон 100%).

Нитки, поступающие в продажу, имеют различную упаковку: катушки, клубки, бумажные и пластмассовые патроны-трубки. На каждой катушке, мотке, бобине, конусе, муфте есть этикетка, на которой указаны толщина ниток (её номер),длина ниток в данном мотке, катушке, бобине, число сложений, ГОСТ и фабрика–изготовитель.  


Азбука кружевоплетения на коклюшках.

 

 Основные приемы плетения.


Приемы плетения кружев основаны на переборе-перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. При работе коклюшки держат за середину их нижней части, не касаясь пальцами ниток. Плетение производится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна  находится в правой, а другая в левой руке

Простейшие операции, из которых состоит основной процесс плетения, носят название  «ПЕРЕВИТЬ» и «СПЛЕСТИ».

 


ПЕРЕВИТЬ» -  это значит перекинуть, переложить правую коклюшку через левую, что делается движением одной руки или большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка перевив делают от одного до трех раз  и  более.

 

Две пары колюшек
на одной булавке
По паре коклюшек рядом
с точкой заплета
Перевить один раз Перевить два раза Перевить несколько раз

 

«СПЛЕСТИ» — означает: внутреннюю коклюшку правой руки перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот.                           

«Переплетение «ПЕРЕВИТЬ» и «СПЛЕСТИ» один раз называется ПОЛЗАПЛЕТА. Повторив это плетение еще раз получаем плетение в ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ.

Эти понятия — ПЕРЕВИТЬ, СПЛЕСТИ, ПОЛЗАПЛЕТА, ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ — азбука плетения и должны быть четко освоены при начале плетения.

 

Основных элементов плетения четыре:

 

ПЛЕТЕШОК,

 

 

 

ПОЛОТНЯНКА,

 

 

 

 СЕТОЧКА

 

 

 

 НАСНОВКА.

Из них можно составить любой узор кружева.

 

 

 

О  рапорте   кружева.

 

      Рапорт  каждого кружева представлен по определенной схеме, в  каждой части которой отражен тот или иной процесс плетения кружева на коклюшках.

 В самом названии кружева мы отразили, прежде всего, его ширину, которая является определяющей   в практическом  использовании кружева в повседневной жизни.  Знакомясь с кружевами у кружевниц, мы  столкнулись с тем, что одно и тоже кружево по-разному называлось каждой кружевницей. Учитывая это, мы  только в особых случаях ставили их конкретное название, когда оно было характерным для той или иной местности. Например, кружева «балалайка», «позументные» и т.д., встречающиеся только в Михайловском кружеве, указаны под своим названием.

     Первый раздел рапорта отражает число рекомендуемых пар коклюшек и нитей, скани и т.д., разновидность полотнянки из которых выполняется данное мерное кружево.

 

Следующий  раздел - сколок. Мы предлагаем в каждом конкретном случае описание техники создания сколка - рисунка мерного кружева, нарисованного и масштабированного на миллиметровой бумаге, что позволяет кружевнице  не только перекопировать его современными средствами  множительной техники (ксерокопированием, на  компьютере и т.д.), но и нарисовать его самостоятельно по предложенному  рапорту или по выполненному образцу кружева. На сколке также  дано  расположение булавок в начале плетения — заплете.

 

 Заплет- это начало плетения  мерного кружева всегда проводится по горизонтали. В нем указано расположение пар коклюшек, скани и т.д. при начале плетения кружева. Обычно он начинается с начала фрагмента кружева, но возможен и любой другой вариант начала плетения. Это  уже на усмотрение кружевницы. В сцепном кружеве часто указывается начало плетения заплет знаком , в  котором вертикальная стрелка  указывает  место заплета (начала плетения), а горизонтальная с треугольником направление плетения.                           

 

     Начало плетения этот   раздел рапорта кружева является основным. В нем рассказано о технике плетения кружева, ходе нитей в нем, скани, переплетений, особенности его выполнения  и т.д. В азбуке кружевоплетения на коклюшках  для понимания процесса плетения на начальных этапах его освоения, дополнительно даны фото отдельных этапов последовательного плетения кружева.

 

     Зашивка — это окончание работы.  Обычно в мерном кружеве не требуется особых способов окончания работы. Просто кружево обрезается на нужной длине. В редких случаях, например, при выполнении фенечек, закладок и т.д. мы даем выполнение этого этапа работы в соответствующем разделе. В рапорте сцепного кружева мы даем ссылку на вид зашивки, о которых мы пишем в одном разделе.

П  л  е  т  е  ш  о  к.

              

Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Выполняется двумя парами коклюшек; нить катушечная  № 10 , 12.

                                                      

 

     Сколок плетешка   представляет собой прямую, на которой на расстоянии 0,5;  0,75 или 1,0 см друг от друга располагаются точки накола (в зависимости от толщины нитей).

1   2          3       4  5

 

6              7                     8         9  

Последовательность выполнения плетешка 

 

    Заплет  (первый этап плетения) начинаем с постановки булавок в точку начала плетешка.

    Начать можно с одной булавки, поставленной  в первую точку на прямой. Навесить на неё две пары коклюшек.

   Можно начать плетение с постановки рядом с прямой двух булавок, навешивая на каждую из них по паре коклюшек. Взяв в руки по паре клюшек, выполняем вначале перевив один раз, затем сплетение — т.е. выполняем плетение  в ползаплета (ещё раз можно посмотреть).  Натягивая нити на коклюшках,  старайтесь тянуть не только в стороны, но и по длине. При многократном повторении такого переплетения получается плетешок. Выполняется он строго по  сколку — расстоянию между точками накола. При выполнении плетешка до точки накола пары коклюшек разводятся в стороны, между ними ставится булавка в точку накола, и продолжается плетение дальше.

Соединение нитей при обрывах или их окончания на коклюшках.

                                                  

 

 

      При окончании нити на коклюшке или обрыве её достаточной длины коклюшка с новой ниткой навешивается на булавку, поставленную  несколько выше места обрыва.

Нить новой коклюшки  закрепляется на булавке посредством петельки. Затем остаток нити присоединяется к нитке новой коклюшки, и эта совместная нить наматывается на новую коклюшку. 5-10 мм плетешка  плетутся совместной нитью. Концы прежней нити отбрасываются и затем срезаются. Продолжается плетение новой нитью.

Синтетические нити перед соединением следует расслоить. Можно склеить их клеем ПВА (поливинилацетатным) и продолжить плетение. Можно соединить их, аккуратно поджигая наложенные друг на друга сканные  нити и соединяя места оплавления легким скручиванием.

Синтетические нити перед соединением следует расслоить. Можно склеить их клеем ПВА (поливинилацетатным) и продолжить плетение. Можно соединить их, аккуратно поджигая, наложенные друг на друга, сканные  нити и соединяя места оплавления легким скручиванием.
 

 Завязывание узла на коклюшках.

 

Иногда при выполнении плетения необходимо связать нити узлом. Для этого натягиваем нити на коклюшках, разводим коклюшки головками в стороны, как показано на рисунке. Перекрещиваем концы коклюшек подобно завязыванию. Затем выводим коклюшки в противоположные стороны и затягиваем нити. Узел завязан.

  П о л о т н я н к а . 
 

Полотнянка — один из основных элементов плетения. По строению   ткань полотнянки имеет наиболее простое и распространенное полотняное переплетение, в котором нити основы (долевые нити) переплетаются нитью утка (ходовой нитью) в шахматном порядке. Поверхность полотнянки имеет одинаковое лицо и изнанку.

В кружевоплетении нити основы — это долевые пары коклюшек, а уток- это ходовая пара коклюшек.  Полотнянкой образуются главные части кружевных рисунков.

 

  Сколок. Обычно для начинающей плетеи определенную трудность составляет создание сколка,  выбор величины полотнянки. В данном случае нужно руководствоваться, прежде всего, изделием, которое нужно выполнить. В крупных изделиях -  скатерти, покрывала, накидки, жилеты и т.д. употребляется полотнянка шириной до 2,0см, здесь применяются толстые нити: нить  катушечная № 10, лен 14,5 в 2 сложения до 10-12 пар. При выполнении воротников, манжет и т.д. полотнянка обычно шириной 0,75-1,0 см, причем,  нитки №50, 40, 30 пар 6-12 пар. При размещении точек накола по краю полотнянки можно руководствоваться следующими измерениями: при нити катушечной  № 8О точки накола располагаются через 2-3мм;  № 40 3-4мм;  №30 4-5мм;  №20  5мм и более. Нить мулине в пасмо на коклюшку — точки накола располагаются  до 2,0 см друг от друга.

 

   Классическая полотнянка шириной 1,0 см выполняется обычно 8-9 парами коклюшек, нитью катушечной  № 10, 12, 20.

Если употребляетcя более тонкая нить, то число пар коклюшек  при данной ширине полотнянки увеличивается, так при плетении нитью катушечной № 30 – 12 пар коклюшек.

 

   Существует несколько разновидностей полотнянки. Основные из них: полотнянка без перевива пар или основная полотнянка,  полотнянка с перевивом по центру, полотнянка с перевивом одной крайней пары, полотнянка с перевивом крайних долевых пар, полотнянка с перевивом  двух пар с одного края, полотнянка с перевивом всех пар, полотнянка «за пару» с ровным краем  и т.д.

 

Полотнянка без перевива пар.

 

    Полотнянка основная или полотнянка без  перевива пар — плотная тесьма, выполненная способом полотняного плетения. Выполняем образец на 5 пар коклюшек, нить  катушечная № 10, 12 или 20.

    Сколок строится на миллиметровой бумаге. Проводим две параллельные линии на расстоянии 0,75 см  друг от друга и ставим точки накола по этим линиям в шахматном порядке. Или, короче, строим полотнянку шириной 0,75 см с точками накола через 0,5см в шахматном порядке

    Заплет — начало работы — одновременно является и местом его окончания, поэтому  оно выбирается в незаметных местах: для жилетов, фигаро, кофточек - у проймы под мышкой; для воротников - в пришивной части, прилегающей к шее; для изделий с рисунком — ближе к повороту  полотнянки.

   

                 

 

Заплет в полотнянке проводится по горизонтали. По линии заплета,  по краям его ставим булавки, а остальные распределяем  между ними на  равном расстоянии друг от друга. Число булавок на одну меньше числа участвующих в плетении пар коклюшек.

 

          

Последовательность плетения
 

           

В нашем примере при выполнении полотнянки на пяти парах коклюшек ставим 4 булавки. Навешиваем на булавки по паре коклюшек, а на крайнюю правую - две пары: крайнюю долевую и ходовую. Крайними долевыми парами называются пары коклюшек, расположенные по краям полотна.

Заплет можно производить с любой стороны, в нашем примере - справа налево. Крайняя долевая берется в левую руку, а ходовая – в правую. Ходовую пару «заплетаем», т.е. нити обеих пар сплетаем, перевиваем и опять сплетаем. Проводим полный заплет - ходовая пара оказывается в левой руке, а долевая в правой. Откладываем проплетенную  долевую пару справа, меняем в руках  пары: ходовую перемещаем в правую руку, а в левую берем следующую  долевую пару. Совершаем полный заплет, как в предшествующем случае. Так доплетаем до конца полотнянки. На первых порах после каждого сплетения долевой и ходовой пар рекомендуется проверять правильность  полотняного плетения. После заплета с последней долевой парой вколите булавку в точку накола, ходовую пару перевейте 2-3 раза, одновременно поворачивая её вокруг булавки, и вновь сплетите с крайней долевой парой. Вокруг булавки образуется петелька. Продолжайте плетение далее до следующего накола и т.д.

 

 

Для получения ровного края начала полотнянки,   без торчащих петелек, по выполнении 2-3 точек накола ходовой пары (2-3 хода ходовой пары) оставляем её,   вынимаем булавки из начала заплета, подтягиваем аккуратно долевые пары до исчезновения петелек – пол заплета. Вновь ставим  булавки  на место в заплета.  Продолжаем плетение полотнянки далее.

 

 Для получения качественного изделия долевые и ходовые пары в полотнянке нужно утягивать. Нити на коклюшках должны быть приблизительно одинаковой длины, не более  15 см, тогда их натяжение одинаковое и равномерное. Необходимо следить за тем, чтобы долевые пары и  ходовые пары не менялись местами.

 

При нарушении этих правил полотнянка получается неравномерной, рыхлой, с дырочками, расширяется после снятия с подушки .

 

Полотнянка с перевивом крайних долевых пар.

 

Эта разновидность полотнянки применяется в плетении наиболее часто. Она изящная, воздушная.  Эту полотнянку можно выполнить уже 8-9 парами коклюшек, нить катушечная    № 10,12,20.

 

    Сколок - полотнянка, шириной 1,0 см с точками накола через 0,5см в шахматном порядке.

    Заплет по горизонтали на 7 булавках (для 8 пар коклюшек), на 8 булавках (для 9 пар коклюшек) или на 4-х булавках для 5 пар коклюшек.

    Заплет и начало плетения идентично выполнению основной полотнянки.

По выполнению первого ряда после булавки ходовая перевивается 2-3 раза, а крайняя  долевая пара один раз. Далее при с плетении  с остальными парами полотнянки ходовая сплетается полным заплетом. Перед крайней долевой парой  ходовая перевивается один раз, а крайняя долевая пара перед сплетением перевивается в зависимости от толщины нитей и расстояния между  точками накола 1-3 раза. После полного заплета ходовая перевивается 2-3 раза и оборачивается  вокруг булавки, а крайняя долевая  перевивается только один раз - образуется петелька вокруг булавки. Вновь полный заплет и продолжение выполнения полотнянки, не забывая, что перед каждой крайней долевой парой ходовая «отделяется» одним перевивом, а крайние долевые пары  перевиваются 1-3 раза.

 

 

 Полотнянка  в перевив  только ходовой пары.
Широкая   полотнянка.


   

 

 

 

 

Эта разновидность полотнянки чаще встречается в михайловском кружеве.

    Сколок и заплет выполняются как  при начале плетения основной полотнянки. Количество пар определяется шириной  полотнянки толщиной применяемых нитей, расстоянием между точками накола.

Особенность выполнения полотнянки в перевив ходовой пары состоит в том, что  перед каждым сплетением с долевыми парами ходовая пара перевивается чаще всего только один раз, а долевые – не перевиваются. Можно выполнить крайние долевые пары с перевивом.

 

Полотнянка  в перевив всех пар.
 

        Эта разновидность полотнянки имеет большую разреженность и воздушность, чем другие виды полотнянок.

Сколок и заплет выполняются как  при начале плетения основной полотнянки. Количество пар определяется шириной  полотнянки толщиной применяемых нитей, расстоянием между точками накола.

Особенность выполнения полотнянки в перевив всех пар состоит в том, что  перед каждым сплетением пар все пары перевиваются: обычно ходовая пара перевивается один раз, а долевые — от одного до трех раз (это зависит от толщины нитей  и от расстояния между точками накола).

 

Полотнянка «за пару», с ровным краем.
 

    В  этой полотнянке внешний край ровный, без торчащих петелек, — ровная кромка. Ровную кромку применяют при оформлении пришивного края воротников, манжет, в мерных кружевах.

    Сколок и заплет — как при выполнении основной полотнянки.

 

          

 

Чтобы получить ровную кромку, без торчащих петелек, следует поставить булавку в точку накола не между проплетенными парами, а так, чтобы эти пары - крайняя долевая и ходовая - были снаружи от булавки. Затем ходовая пара оставляется на краю, а ходовой становится крайняя долевая пара, которая продолжает плетение. Эта новая ходовая пара проплетает все долевые пары полотнянки, оформляет внешний край и возвращается к ровной кромке. Здесь она сплетается полным заплетом с крайней долевой парой (бывшей ходовой) точно также, как описано выше: пары оставляются за булавкой, ходовая оставляется, меняясь местами с крайней долевой парой. Итак, для получения ровного края ходовая и крайняя долевая пары оставляются за булавкой с внешнего края и меняются местами.
 

Помимо описанных видов полотнянки, могут быть разновидности, которые выполняются с различным расположением нитей. Например: расположение крайней долевой пары с отвивом с одной стороны от основной  полотнянки; перевив между долевыми парами в центре полотнянки на всю её длину или на отдельных фрагментах. Можно отделить перевивами от основного полотна две крайние долевые пары - такая полотнянка называется  полотнянкой с двойным перевивом крайних долевых пар.  

 

Отвивная петелька.

 

Это дополнительный элемент коклюшечного кружева в виде небольшой петли в одну нитку, служащей украшением основных элементов кружева.

 

 Плетешок с отвивными петельками.

 

Плетешки в кружеве украшаются отвивными петельками. Они являются дополнительным элементом плетения: из них нельзя построить фигуру, они не могут быть частью узора, но их наличие делает кружево легче, наряднее, воздушнее.

 

 

Выполняется такой плетешок двумя парами коклюшек.

Сколок строится в виде прямой, рядом с которой на расстоянии 1,5мм (при плетении нитью катушечной № 30,40);  2,5мм  (нить катушечная № 10, 12, 20) и до 5мм ( при плетении  толстыми нитями - ирис, вискоза) ставятся точки накола.

 

           

 

Заплет и начало плетения как при выполнении  плетешка, описанного выше. Отвивная петелька может быть с одной стороны или с двух сторон плетешка.  одной парой  коклюшек (из двух нитей) с помощью булавки.

 

 

Выполняем отвивную петельку справа.  Берем в левую руку пару коклюшек, просовываем булавку под нитку первой коклюшки и захватываем ею нитку второй коклюшки. Конец булавки с петелькой на ней пропускаем между нитками. Слегка вытягиваем петлю вверх и вкалываем булавку в точку накола отвивной петельки. После   этого утягиваем плотно   обе нитки   продолжаем     плетение,    начиная со сплетения пар.

С левой стороны отвивная петелька выполняется в зеркальном отражении.

Мы говорили об отвивной петельки на плетешке и  о правилах её выполнения. Такими отвивными петельками можно украшать не только плетешки, но и полотнянку, сеточку, насновку. Фотографии  отвивных петелек на этих элементах плетения представлены на фото.

 

Выполнение их на полотнянке, сеточке проводится следующим образом. После заплета с  крайней долевой парой ходовая пара коклюшек  оставляется  с внешнего края кружева. Именно из неё идет выполнение отвивной петельки: Одной парой  коклюшек (из двух нитей) с помощью булавки. Выполняем отвивную петельку справа, как выполняли её  на плетешке. Берем в левую руку пару коклюшек, просовываем булавку под нитку первой коклюшки и захватываем ею нитку второй коклюшки. Конец булавки с петелькой на ней пропускаем между нитками. Слегка вытягиваем петлю вверх и вкалываем булавку в точку накола отвивной петельки.  После этого утягиваем плотно обе нитки и продолжаем плетение, начиная со сплетения пар.

 

  Можно украсить отвивными петельками насновку. Практически они выполняются также, как и при других элементах плетения. Только в этом случае отвивная петелька выполняется из ходовой  нити и крайней долевой насновки с этого края. Чтобы выполнить  отвивную петельку на насновке советуем перед выполнением   отвивной петельки стабилизировать, закрепить  насновку постановкой булавки по обеим сторонам  выполненной части насновки, а затем уже выполнять отвивную петельку.  По её выполнению продолжать выполнять насновку. Булавки, стабилизировавшие насновку на момент выполнения отвивной петельки, нужно удалить.

 

Фальшивая отвивная петелька.

 

                    

При выполнении отвивной петельки слоящимися нитями, состоящими из тоненьких нитей (мулине в пасмо), образуется кисточка, что не совсем то, что требуется иногда при выполнении изделия.

В этом случае рационально выполнить фальшивую отвивную петельку.

 

Методика выполнения такой петельки такова. Выполняется плетешок до точки накола отвивной петельки. Булавка ставится в точку накола между  парами плетешка. Пара плетешка с его внешней стороны перевивается 3-4 раза. Пара с внутренней стороны остается  без изменений. Затем проводим сплетение пар — отвивная петелька выполнена.

 


                                                                                          Вперед

Часть 1    Часть 2    Часть 3    Часть 4    Часть 5    Часть 6

К оглавлению книги

При перепечатке ссылка обязательна.
Рожкова, А. И. Коклюшечное кружево и «горошек»: учеб.-практич. пособие / А.И.Рожкова ; Обл. гос. бюдж. образов. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2014. – 252 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7943-0482-4.
© А.И.Рожкова, 2014.
© ОГБОУ ДПО «Рязанский институт развития образования», 2014.

На главную страницу сайта