|
Газета "Призыв из Сасово" (Рязанская область),
№ 83-84 за 4 июля 2006 г.
Статья М. Чудаевой
"Энергия творчества"
В центральной библиотеке состоялся цикл встреч с замечательными людьми
нашего города. О них мы рассказывали читателям. Одна из встреч была
посвящена Аделаиде Ивановне Рожковой.
В читальном зале библиотеки были оформлены выставки с
образцами ее работ, представлены книги, а также подготовлено все
необходимое для того, чтобы показать работу кружевницы в Интернете.
Об Аделаиде Ивановне мы писали уже не раз, но каждый раз
открывали что-то новое, какую-то новую страницу в ее творческой жизни.
Вот и эта встреча была посвящена новому -презентации ее последней книги,
вышедшей в 2006 году в издательстве "Феникс" в Ростове-на-Дону "Азбука
кружевоплетения на коклюшках". В этой книге, хоть она и называется
азбука, мастерица собрала весь свой многолетний опыт творчества.
А начиналось все очень давно - в 1963 году в Михайловском
районе, где Аделаида Ивановна, выпускница Рязанского медицинского
института, приступила к своей медицинской деятельности. Дипломированный
врач-офтальмолог, она на приеме со все возрастающим интересом и
восхищением наблюдала своих пациенток. Простые женщины, работницы и
крестьянки, а как нарядны, красивы. Красоту их повседневной одежде
придавали плетеные кружева. Вот бы научиться!
Но мечта начала претворяться в жизнь только в 1978 году в
Мурманске, когда пациенткой молодого врача стала старенькая кружевница
из Вологды. Вот тут Аделаида Ивановна переняла основы ремесла и,
естественно, захотела учиться дальше.
Искала в Москве по библиотекам хоть какую-то литературу.
Нашла всего две книжки. Но желание совершенствоваться только усилилось.
Постепенно вокруг увлеченного человека сложился круг единомышленников.
При мурманском клубе моряков было создано объединение "Кружевница". Его
участницы прославились своими работами. В 1987 году клуб и его
руководительница были награждены серебряными медалями ВДНХ, получили
благодарность и премию Министерства культуры СССР.
В 1988 году А.И. Рожкова переехала в село Алешино.
Несмотря на вполне понятные трудности, которые бывают при всяком
переезде, она по-прежнему увлеченно занимается кружевом, собирает вокруг
себя интересующихся людей. А кружева плетет уже другие - цветные. Это
было настолько ново, необычно, что принимать такое ведущие специалисты
промышленного кружевоплетения отказались наотрез. Это, мол, не
традиционно, а значит, и не нужно.
Только многочисленные выставки показывали другое. Люди
восхищались, хотели приобрести кружева, научиться кружевоплетению. Так
естественно, органично Аделаида Ивановна стала преподавателем, учителем.
Ее уроки в журнале "Мир женщины" нашли своих читателей и последователей.
В печати выходят книги по кружевоплетению.
Надо сказать, что книгами Аделаида Ивановна не слишком довольна. Все: и
фотографии, и рисунки - отдаст в издательство, а выйдет в свет книга, и
видны досадные ошибки. Не лучше ли общаться с заинтересованными людьми
напрямую?
Так появляется мысль о компьютере. Конечно, Аделаида
Ивановна его освоила. Не такой она человек, чтобы бояться трудностей.
Обошла всех сасовских компьютерщиков, молодых в основном людей, но
научилась. Преподаватель технологического техникума Г.К. Гарипов,
помогавший пожилой женщине осваивать компьютер, так и сказал: "Все
компьютерщики знают Аделаиду Ивановну! Не помочь ей нельзя!"
Теперь у мастерицы свой сайт в Интернете, она
переписывается с многочисленными почитателями, общается на форумах,
ведет уроки. Все это Г.К. Гарипов тут же продемонстрировал на
компьютере. Словом, творческий человек ко всему в жизни относится
творчески.
Эту черту подчеркивали все участники встречи - начальник
районного отдела культуры Т.Д. Шуварикова, директор районного ДК Н.В.
Силигина, Т.А. Индеева, В.И. Джафарова, Н.В. Лусникова и другие.
Отзывчивость, бескорыстие, стремление помогать, учить, отдавать знания и
опыт - все столь присуще этой необыкновенной женщине. Всегда вокруг нее
люди, всегда она с ними, и у каждого сохранилось теплое дорогое
воспоминание о ее помощи и заботе. Новых творческих успехов Вам, дорогая
наша Аделаида Ивановна!
Газета "Рязанские ведомости",
№ 260 за 11 октября 2006 года.
Статья Дм. Соколова
"Покажу и всему свету расскажу".
Увлеченные люди создают домашние музеи, превращая свою жизнь в искусство.
Фото автора.
Симфония из четырех нот.
Любому человеку, особенно на старости лет, обязательно нужно хобби. Тогда
он расцветает, и век его длится дольше", - говорит Аделаида Ивановна
Рожкова, которая открыла первый в губернии домашний музей
кружевоплетения.
Подруги говорят ей: "В раю живешь". Только тесноват этот рай для ее
коллекции. Кружева здесь всюду - на стеклах книжных шкафов, плафоне
люстры, не говоря уж о стенах. На потолке хоровод кружевных знаков
зодиака, оклады икон в красном уголке тоже выполнены руками мастерицы.
"Погодите, погодите, Аделаида Ивановна, я хоть блокнот достану для
записи". Но уже с порога моей увлеченной собеседницей сказано столько о
кружевах, что хватило бы на реферат. "Нигде в мире больше таких не
найдете", - со знанием дела говорит она.
Техника - всем на удивление: нити вьются, образуют узоры по всему объему
изделия, вставки из материала отсутствуют. Но если знаменитое
вологодское кружево, выполненное в такой же манере, традиционно белое,
то сцепное кружево Аделаиды Ивановны радует всеми цветами радуги.
За новшество попало ей от искусствоведов. В 92-м году на выставке в Рязани
ее эксперимент по соединению белого вологодского и цветного
Михайловского кружева посчитали самодеятельностью. Другой бы обозлился,
замкнулся в гордом одиночестве. А вот Рожкова ту вырезку из газеты
хранит наравне с хвалебными отзывами критиков и показывает посетителям -
из песни слова не выкинешь.
А сколько нот в песне кружев? Всего четыре, говорит Рожкова. По количеству
элементов плетения. Из этих четырех элементов-нот сочиняются узорчатые
элегии, вальсы и симфонии. Комплект "Ирисы", с которым рукодельница
отправилась на днях в Москву участвовать в международной выставке "Хобби
- планета увлечений", это, пожалуй, настоящий концерт. "Мой последний
бзик, но еще неоконченный", - смеется она, укладывая в пакет с десяток
кружевных накидок, салфеток, панно.
"Хобби спасает от многих болезней, заряжает оптимизмом, дает чувство
самоуважения. Когда человек наводит себя в мыслях на любимое дело, все
мелочи жизни, которые заедали его, отступают на задний план. К
увлеченному человеку другие люди тянутся", - объясняет философию своего
музея Аделаида Ивановна.
Приобщить к кружевоплетению или заронить мысль о другом хобби - это
хозяйке постоянно действующей домашней выставки удается вполне. Уже
сложился клуб любителей плетения на коклюшках "Сасовские кружевницы".
Однако хотелось прийти на помощь к тем, кто не мог присутствовать на
уроках мастерицы, но мечтал овладеть плетением на коклюшках по заочной
программе. И это подвигло Аделаиду Ивановну засесть за написание
самоучителей.
Издано уже восемь книг, две из них демонстрировались на последней
международной книжной ярмарке в столице. Свои самоучители рукодельница
сравнивает с таблицей Менделеева - настолько наглядно и доступно подан
материал. "Я тоже самоучка, - говорит Рожкова, - поэтому хорошо
представляю, на чем могут споткнуться мои ученики, и раскладываю весь
материал "по полочкам".
В молодости Аделаида и представить не могла, что засядет за коклюшки.
Получила специальность врача-офтальмололога в Рязанском мединституте,
уехала работать в Мурманск. Однажды пришла по вызову к пациенту. В доме
все белье было отделано самодельным кружевом, и это запало в душу. А
вскоре ее пациенткой стала бывшая мастерица вологодского кружевного
объединения "Снежинка". Женщине шел восьмой десяток, она тяжело болела,
и все-таки нашла в себе силы преподать своему врачу несколько уроков.
Остальные знания Аделаида добирала по самоучителю. Свое первое кружево
сплела в 40 лет. "Вокруг меня стали объединяться такие же увлеченные
женщины. И так же естественно создался клуб "Кружевница" при Мурманском
клубе моряков".
В Сасовский район Рязанской области она переехала в сложные для страны
времена. В середине 90-х редко кого не коснулась всеобщая депрессия.
"Накатит уныние, найдут черные думы, я сажусь за коклюшки и сочиняю
кружево. Так, постепенно, все у меня и наладилось".
Когда счет изделий шел уже на сотни, возникла идея открыть домашний музей.
Выделила под него отдельную комнату. Все желающие приходят на выставку
бесплатно, при желании оставляют записи в Книге посетителей. Привлекает
гостей и то, что музей этот живой. Таинство рождения кружева происходит
в этой же комнате, и саму мастерицу можно обо всем расспросить. Одна
только неприятность появилась. Как пошли на экскурсии большие делегации,
так стали пропадать кружева. А над некоторыми из них Аделаида Ивановна
работает по восемь часов в день на протяжении одного-двух месяцев.
Стоимость одной такой работы может достигать десяти тысяч рублей.
Из-за этой дороговизны продать изделия очень сложно. Такой задачи
мастерица и не ставит. К тому же в магазинах появилось много нарядных
тканей, которые не нуждаются в отделке кружевом. "Надо быть реалистом.
Народные промыслы погибнут без финансовой поддержки государства. А в
будущем их единственными хранителями, скорее всего, останутся лишь
горстка профессионалов и народные мастера, энтузиасты вроде нас".
Год назад друзья научили мастерицу работать с компьютером и показали путь
во Всемирную паутину. Теперь она проводит виртуальные выставки на
собственном сайте. И только успевает отвечать на электронные письма:
"Аделаида Ивановна, как решить этот узор?", "Аделаида Ивановна, как
сплести сережки из плетешков?". В Интернете она посетила все найденные
сайты по кружевоплетению на коклюшках, ознакомилась с образцами кружев
из разных стран мира. Но таких цветных, как у нее, нигде не нашла. И еще
поняла, что кружево - довольно редкое по нынешним временам увлечение. По
сравнению с другими направлениями досуга таких тематических сайтов не
так уж и много.
Медиумы культуры
Если верить Александру Генису, то художник - это медиум культуры, певец,
через которого она вещает. Современное искусство стремится к
сотворчеству, к провокации нашего воображения. Побуждает зрителя стать
творцом наравне с создателем произведения. Народные мастера с их
интерактивными музеями, где проходят мастер-классы, прекрасно
иллюстрируют это культурное явление.
Как искорки, в разных местах губернии вспыхивают небольшие частные музеи.
Их создатели демонстрируют не только свои изделия, но и радостные
стороны своей собственной жизни, в которую пришло больше равновесия,
спокойствия и красоты благодаря любимому увлечению.
Художники Владимир и Ирина Ивановы из села Пощупово задумали пристроить
галерею к своему дому, чтобы выставлять авторскую глиняную игрушку и
картины с видами села. Двери их дома всегда открыты для туристов,
приезжающих к стенам Иоанно-Богословского монастыря.
В рязанском селе Лазинка, где проживает 80 человек и в школу ходят всего
четыре ученика, художник Александр Кирюшин открыл картинную галерею. Сам
он давно перебрался в Москву, а под выставку приспособил собственный
дом. Раз в месяц приезжает из столицы на родину, чтобы провести
экскурсию.
Экзотический дендрарий с растениями, собранными с разных континентов,
создал на своей даче в селе Деревягино Александр Никитин. Правда,
нормальной дороги туда нет, поэтому и с посетителями негусто.
В Шацком районе местные умельцы показывают приезжим, как плести лапти и
резать по дереву.
Наряду с домашними появляются музеи кабинетные. Директор Рязанского ДК
молодежи Николай Плетнев в своем рабочем кабинете держит коллекцию
игрушечных свиней. Многие сделаны руками мастеров из природных
материалов. Четыре тысячи экспонатов заселили все свободные уголки.
Подчиненные директора в восторге.
А сколько прекрасных чудаков мечтают показать людям свои собрания
необычных экспонатов, но лишены такой возможности из-за отсутствия
свободной площади в квартире! Живут в Рязани собиратели головоломок,
открыток, колокольчиков, футбольных маек, конструкторы моделей военной
техники, оловянных солдатиков, миниатюрных церквей и т.д. Маленькие
праздники каждый день дарят коллекционеры себе и другим. Иметь свою
"чудинку" стало не только модно, но и полезно для налаживания контактов.
Люди ездят по выставкам, общаются с такими же энтузиастами, в глазах
которых светится интерес и жизнелюбие. А таких активистов болезни обычно
обходят стороной. Вот и кружевница Аделаида Рожкова из Сасова говорит:
"В 67 лет жизнь только начинается".
Газета "Призыв из Сасово" (Рязанская область),
№ 120-121 за 26 сентября 2006 г.
Статья Л.Кульковой
"Через увлечение к общению"
С 6 по 11 сентября в Москве во Всероссийском выставочном центре проходила
международная книжная ярмарка. Свои книги на ней представляла наша
землячка кружевница-рукодельница Аделаида Ивановна Рожкова.
Книги выпущены двумя издательствами - "Профиздат" (Москва) и "Феникс"
(Ростов-на-Дону).
В московском издательстве вышло в свет издание "Кружевные фенечки", в
ростовском - "Азбука кружевоплетения на коклюшках".
Если первая из перечисленных книг была выпущена еще в 2001 году, то вторая
вышла в этом году, и сотрудничество с "Фениксом" у кружевницы
продолжается до сих пор.
Аделаида Ивановна заключила договор с издательством на выпуск еще трех
книг: "Мерное кружево на коклюшках", "Сцепное кружево на коклюшках от А
до Я" и "Кружево на коклюшках в одежде".
Мы не могли не попросить Аделаиду Ивановну рассказать об этой поездке.
- На выставку я попала в те дни, когда шла оптовая
распродажа книг. В это время представители издательств заключают оптовые
договоры со множеством покупателей. Я увидела, как проводится реклама по
оптовой продаже. И, конечно, смогла поближе познакомиться с людьми
(редакторами изданий), с которыми мне приходится общаться только через
Интернет. Это — редактор издательства "Феникс" Людмила Михайловна
Алексеева/ Мы вживую смогли обсудить работу над моими книгами,
поделиться опытом.
Оказалось, сделать книгу не такая уж и простая работа.
Много времени нужно уделить на разработку макета, иллюстраций. Так как
мои книги очень насыщены рисунками и фотографиями, мне пришлось
изобрести свой метод фотографирования кружева. Я это делаю сканером.
Хотя не всякий сканер подойдет. В технике научилась разбираться тоже
благодаря кружевоплетению. Открыла свой сайт в Интернете, в котором
сейчас около 100 страниц. Кстати, компьютер и комплектующие я приобрела
на гонорар от книги, ну и, конечно, пенсию. А помог и помогает по сей
день разбираться мне в компьютерной технике преподаватель Сасовского
технологического техникума Гаяз Камильевич Гарипов.
Летом этого года Аделаида Ивановна дала мастер-класс в
рязанской библиотеке № 5. На встрече присутствовали увлеченные
кружевоплетением. Умудренной опытом кружевнице, Аделаиде Ивановне было
чему научить начинающих мастериц, раскрыть секреты новых способов работы
в выбранном ими искусстве.
Аделаида Ивановна - человек увлеченный, энергичный,
общительный, и поэтому еще одному приглашению на очередную выставку
была, безусловно, рада. И уже готовится к поездке на нее. Тем более что
название звучит весьма заманчиво - "Хобби - планета увлечений".
Пожелаем ей удачи.
Газета "Призыв из Сасово" (Рязанская область)
№ 129-130 за 17 октября 2006 г.
Статья М. Чудаевой
"Сасовские кружева в Москве"
Есть люди, у которых всегда что-то происходит, причем происходит хорошее,
Наверное, потому - что всегда они в гуще жизни, и неустанном труде, в
постоянном творческом поиске. Это все, конечно, об Аделаиде Ивановне
Рожковой. Каждая встреча с ней - это информация о каком-то событий,
участницей которого она была.
На этот раз наша мастерица побывала на московской
выставке "Хобби - планета увлечений". А началось все еще в мае. На сайт
в Интернете Аделаиде Ивановне поступило приглашение поучаствовать в
выставке. О том, что, уже будучи на, заслуженном отдыхе, Аделаида
Ивановна освоила компьютер и теперь переписывается с любителями
кружевоплетения со всего мира, мы уже рассказывали.: Так что приглашение
мастерицу не очень удивило. Она уже привыкла к тому, что на сайт
поступает до 30 писем каждый день. Старается ответить всем
интересующимся.
На выставку пригласили в конце сентября - с 28 числа на
четыре дня. Аделаиде Ивановне показалось сложновато, все-таки человек
она пожилой. Но в августе решилась и отослала сообщение: если не на
коммерческой основе, то согласна. Ответ получила через день: "Ждем,
приезжайте". Вслед за этим последовала стандартная форма заявки на
участие, а в ней посчитано все! И двести евро за 1 кв.м, затем освещение
и т.д. и т.п. Стоимость занимаемого места - 120 тысяч в день! После
этого Аделаида Ивановна, как всегда, решительно написала в ответ: "Что
вы требуете от нищей пенсионерки?" Надо сказать, дирекция выставки не
обиделась. Тут же извинились, сообщили, что включили нашу кружевницу в
информационный бюллетень, никакой платы брать не будут, пусть только
приезжает. Следует заметить, что работы сасовской кружевницы украсили
выставку. Там были представлены самые разные виды прикладного искусства
- вязание, бисероплетение, вышивание, мягкая игрушка, мозаика - всего не
перечислишь. Но кружев, плетенных на коклюшках, да еще из цветных ниток,
- не было! "Таким реликтом была я одна", - с обычным своим юморок
рассказывает Аделаида Ивановна.
Выставка проходила в выставочном центре "Крокус Сити" на
66 километре Московской кольцевой дороги. МКЦ - это три огромных
современных павильона. Во втором из них и расположились более 50
предприятий-участников.
Для своей экспозиции Аделаида Ивановна выбрала 35 работ -
скатерти, салфетки. Среди них новую серию изделий - "Ирисы". Все
предметы в зелено-фиолетовой гамме. Так красиво, что глаз не оторвать,
не верится, что на самом деле существует эта красота. Хочется потрогать.
Потрогать хотелось всем. "А те посетители выставки, которые приходили с
детьми, просили: "Покажите, как плетете кружево". И мастерица прямо на
глазах у восхищенных детей начинала плести. В звоне коклюшек оживало
старинное ремесло. Для пожилых людей это, было, как встреча с дорогим
прошлым.
В журнале отзывов записаны слова благодарности и
восхищения. "Я купалась в комплиментах", - смеется Аделаида Ивановна.
Были и приглашения к сотрудничеству. На страницах приколоты визитки с
адресами фирм, издательств, мастеров, заинтересованных в продолжении
сотрудничества.
Когда мастерица собиралась на выставку, она не думала
что-то продавать. Раньше об этом и речи не было. Но оказалось, что
участие в выставке - это и возможность что-то реализовать. Желающих
приобрести эксклюзивные вещи было много. Собственно, посетители и
приходили не только , чтобы посмотреть, но и приобрести понравившуюся
вещь непосредственно у автора, без перекупщиков. Для многих - это
хороший стимул для работы.
Однако для Аделаиды Ивановны самое ценное в этой поездке
было не это, а возможность общения. Сколько людей познакомилось с
мастерством кружевоплетения за эти дни! Может быть, среди них есть и
будущие кружевницы? Так, постепенно и возродится старинное мастерство.
У самой же мастерицы уже новые планы. Наметила себе,
какие вещи сплести на зиму. Затейливый узор продумала детально. Среди
множество повседневных дел, которые есть у каждого человека, творчество
остается главным. В нем - вся жизнь кружевницы.
Журнал
"Музей" (г.Москва) № 5
(август) 2008 г.
Статья Е.Медведевой
"Всегда ли справедливы гранты?"
От одного из экспертов потанинского конкурса «Меняющийся музей в
меняющемся мире» мне довелось узнать о проекте, который не получил
финансовой поддержки: заявка была составлена не по форме, концепция
реализации размыта, да и идея в общем-то звучала банально — поддержать
новый музей.
Несмотря на то что проект не стал призером конкурса, он остался в памяти
эксперта благодаря яркой, неординарной личности его автора — Аделаиды
Ивановны Рожковой — рязанского мастера-самоучки, создателя домашнего
музея русского кружева. Знакомство с ней заставило меня взяться за перо.
Частные музеи по всей стране растут как грибы. Вот и на Рязанщине с каждым
годом их становится все больше. Их создатели, как отмечает корреспондент
газеты «Рязанские ведомости», «демонстрируют не только свои изделия, но
и радостные стороны своей собственной жизни», в которую с музейным
увлечением пришло больше равновесия, спокойствия и красоты. Художники
Владимир и Ирина Ивановы из села Пощупово пристроили к своему дому
галерею, где выставляют свои живописные работы и авторскую глиняную
игрушку. Частная картинная галерея художника А.Кирюшина открылась в селе
Лазинка. Экзотический дендрарий с растениями, собранными с разных
континентов, создал в селе Деревягино А.Никитин. Директор Рязанского
Дома культуры молодежи Н.Плетнев в своем рабочем кабинете демонстрирует
4-тысячную коллекцию игрушечных свиней. Множество «прекрасных чудаков»
коллекционируют головоломки, открытки, колокольчики, футбольные майки,
модели военной техники, солдатиков, но из-за отсутствия площадей не
могут показать свои собрания.
Домашний музей Аделаиды Ивановны Рожковой находится в г.Сасове. Родилась
она здесь же, на рязанской земле, в г.Клепики в 1938 г. По профессии —
врач-офталъмолог, долго жила и работала в Мурманске. Только в 40-летнем
возрасте, случайно восхитившись умением своей пациентки, взяла впервые в
руки коклюшки. Благодарная старушка показала ей азы кружевоплетения,
затем А.И.Рожкова изучала его сама, по книгам, копируя рисунки других
мастериц. Работа на коклюшках наполнила ее жизнь новым содержанием, в
нее вошло творчество. С умением пришел интерес и к истории этого
древнего художественного ремесла. «Я ведь начинала изучение с
вологодского кружева. Приобретала их сколки, снимала, срисовывала с их
изделий. В общем, училась на вологодских кружевах (Вологда к Мурманску
была ближе!). Да на предприятиях работало много кружевниц из Вологды.
Они мне давали свои изделия. А в основном я получала эти сколки из
Вологды за рыбу. Писала напрямую и получала» — так рассказывает
мастерица об истории своей коллекции.
«Когда человек наводит себя в мыслях на любимое дело, все мелочи жизни,
которые заедали его, отступают на задний план. К увлеченному человеку
другие люди тянутся» — так объясняет философию своего искусства Аделаида
Ивановна.
Как часто бывает, городской администрации дела до нового музея нет,
удивляются:
дел хватает». Вот и потанинские эксперты с поддержкой отказали. Но
Аделаида Ивановна не отчаивается, «никогда не получала манны с небес. Я
из числа трудоголиков. Все труд ежедневный. Ведь кружевоплетение нудный
труд. А не могу без него». Давно привыкла рассчитывать только на себя:
постоянно сочиняет что-то новое, плетет, пополняя свою коллекцию
кружевного чуда. Только вчера окончила скатерть на журнальный столик, а
сегодня уж выполняет кружева для праздничного полотенца к 70-летию
Рязанской области.
В одном из залов домашнего музея лежат кружевные изделия той, начальной
поры. Она не остановилась на копировании старых образцов: в отличие от
однотонного вологодского кружева ее работы многоцветны, нарядны,
декоративны. Множество мотивов создала сама Аделаида Ивановна. Прелесть
ее цветных кружевных узоров восхищает и завораживает.
Для знакомства своих посетителей с историей кружевоплетения Аделаида
Ивановна выполнила образцы одинакового рисунка кружев разных российских
областей — вологодского, рязанского, михайловского, елецкого — для
наглядности и сравнения. Есть в собрании и старинные кружева.
«В 1990 году я пыталась определиться со своими книгами по кружевоплетению
на коклюшках в издательства. Обратилась и в газету «Советская Россия» с
просьбой помочь мне в этом деле. Они просто напечатали небольшую статью
«Научу плести кружева» Вот тут я «взвыла». До 300 писем в день со всех
концов СССР. Присылали все, в том числе и уже полусгнившие кружевные
изделия».
На мой вопрос, прошел ли домашний музей регистрацию, Аделаида Ивановна
удивленно заметила: «Какой такой регистрации? Говорят, большие
сложности. Я ведь ничего не прошу ни от кого. Конечно, хотелось бы
многое. Пыталась зарегистрировать свои кружева в Книге рекордов
Гиннесса. Какая-то немка зарегистрировала свои 69 половых тряпок (!!!) А
тут 1000 разнообразных кружев, да каких. Ездила в Москву, искала эту
контору, но увы!»
Прошлым летом Рожковы построили летний дом, теперь Аделаида Ивановна
планирует летом принимать кружевниц для мастер-классов и на проживание.
Старый деревянный дом обложили кирпичом, разместив в нем часть
коллекции. А места уже давно не хватает: «все отделки для одежды,
воротники лежат в целлофановых пакетах. Хотелось бы оформить стенды или
альбомы», — сокрушается кружевница.
Несколько изданных руководств по любимому плетению на коклюшках,
постоянная страничка в одном из женских журналов, собственный веб-сайт и
интернет-форум (и это в 70 лет!) для любителей этого творчества,
постоянная работа с электронной почтой не дают скучать. И планов много,
а на пенсию не разбежишься. Вот и обращалась за помощью в фонд В.
Потанина... «После меня, если останется музей, то хорошо. Я все же мыслю
отзывами всех приходящих ко мне в музей. Восхищения людей, впервые
столкнувшихся с этой красотищей, дают мне силы. Все я завещаю городу».
Е.Медведева. Всегда ли справедливы гранты? // Музей. 5/2007. С.26-28.
На фото из этого номера журнала кружевница запечатлена в собственном
музее кружева.
Еженедельник "Панорама города" (Рязань) 2 апреля 2008 г. опубликовала
статью, наделавшую много шума в Сасове.
|